Йога слова -3

Эзотерическая мудрость в ораторском искусстве

Речь, слово, осознание слова – наиболее удобный и самый близкий к нам ключ, открывающий тайны бытия здесь и сейчас. Осознание энергии речи в сущности приближается к просветленному состоянию. Начиная осознавать эту энергию, вы уже почти на пороге просветления, поскольку слово в своей чистой форме содержит самые просветленные энергии из тех, к которым можно прикоснуться на пространстве жизни. Это путь Бодхисатвы. Именно поэтому в тибетском буддизме, когда практикуется гуру йога – йога отождествления с умом Учителя, делается различие между его просветленным умом, который как бы струится к тебе в виде белого или золотистого света; речью Учителя, символизирующей высшую астральную и душевную природу; и – сердцем Учителя. Дух, речь, сердце, тело. Это иерархическое дифференцирование существует во всех учениях.

В чем самое принципиальное различие между экзотерическими, то есть внешними формами ораторского учения и эзотерическими?

Экзотерические формы ораторского искусства концентрируются на внешних проявлениях речи: артикуляции – искусстве правильной организации физического процесса речи; дикции – искусстве ясного произнесения слов; образном высказывании – это уже более тонкое умение облекать слова в образные, зримые и яркие формы; красноречии – искусстве говорить и образно, и экспансивно; и на сценической речи. Одна знакомая рассказала мне о своем экзамене по сценической речи в театре. «Крикните громче, – сказали ей, – чтобы вас было слышно в задних рядах». Правильная речь не начинается с крика. Ей должны были сказать: «Говорите более ясно и сконцентрировано!». Звук вообще не является определяющим в жизни слова.

Эзотерическое ораторское искусство рассматривает слово значительно глубже. В Магии слова изучается и правильная артикуляция, и правильное дыхание, и правильная дикция. Какой-нибудь ученик может повторить известную практику древних ораторов с мелкими камешками или зернами фасоли. Освободив от них свой рот, он почувствует себя прекрасно, и слова  будут звучать. Но эзотерическое искусство речи начинается с того, что все внимание и сознание Человека интегрируется в произносимое им. И прежде всего, Человек учится молчать. Молчание вообще не изучается в сценической речи. Театральные преподаватели вам скажут: сейчас сделайте красноречивую паузу. Однако великие актеры понимают, что такая пауза не может быть создана никакой внешней позой – будь то поза преклонения, восхищения или внимания… Это невозможно – необходимо состояние! А ты не можешь им овладеть, если не умеешь молчать, поскольку молчание – мать нашей речи. Мать речи, вынашивающая материя речи – молчание. Но не пустоголовое «ничегонеговорение». Молчание не есть альфа состояние. Молчание, повторим, есть вынашивающая материя; необходимо овладеть духом безмолвия, чтобы говорить правильно.

Поэтому чистое слово, плодоносное слово рождается в молчании, но соединяет Человека с вечностью. Медитируйте над этим: «Чистое слово рождается в молчании, но соединяет Человека с вечностью». В девятом знаке Единого Учения сказано «и соединяет Человека с вечностью». Хотя мать слова – молчание, здесь я говорю «но», поскольку в результате слово дает вам самый короткий путь к небу. В некоторых древних трактатах и даже  в современной поэзии можно встретить определения: «и слова возносились, как дым… лились, как воды ручья… воды реки… были подобны грому и молнии…».  Все эти энергии есть в слове, ибо оно вбирает в себя звуки природы – крики птиц, голоса зверей в лесах, рокот катящихся камней – все это присутствует в речи.

Недостаточно в совершенстве научиться подражать мелодиям птиц, петь красивым голосом или говорить с красивым звучанием. Научиться говорить значительно труднее, чем научиться петь. Пение в немалой степени техническое искусство. Поставить голос за два-три года занятий не так уж сложно. Но, чтобы научиться говорить, нужно выносить голос в своем уме и в душе; он должен созреть, как созревает молодое вино.

Даже работая с больным человеком, я разговариваю с духом мысленно. И осознаю движения своих рук и дыхание как слово. Только это слово в другом качестве – не материализованной вибрации.

Самое трудное в пении произвести вибрирующий звук и самое простое – кричать. Помню одного прекрасного вокального педагога, который говорил: «Молодой человек, громко и осел может…Вы чисто это спойте». Но  задумываемся ли мы, что часто в жизни производим громкие звуки своими действиями – поднимаем шум, гам, а в словах, которыми общаемся, нет чистой интонации. Человек ступает по этой земле, не думая о том, какой резонанс и какие последствия будут иметь его слова в духовном пространстве. Мы вызываем огромное количество вибраций ежедневно – своими мыслями и чувствами, действиями и жестами, своей интонацией и шагами… Тот, кто теряет самоконтроль, – начинает говорить гневно и импульсивно, защищаясь, пытаясь внушить страх, чтоб не испугаться самому, по сути находится в противоречии с йогой слова.

Прежде чем продолжить нашу работу в каменоломне слова, уточним еще раз, что есть йога слова. Исходя из этимологии слова йога, что означает восстановление целостности, йога слова есть восстановление целостности человеческой личности и освобождение ее творческих и магических энергий через акт медитативной концентрации на потоке речи и отдельных словах.

Каковы цели и задачи йоги речи в ораторском искусстве?

Прежде всего – необходимо осознать слово как инструмент нашей творческой воли и реализационной власти. Что есть реализационная власть? Это воля в ее материализующем и проявленном приложении. Воля, которая созидает нечто творчески продуктивное; воля, обращенная к людям или к сердцу Человека; воля, помогающая нам преодолевать препятствия и жизненные затруднения; воля, когда мы реализуем какую-то плодоносную цель. Не так уж легко работать с плодоносными энергиями.

Реализационная власть – та высшая составляющая часть воли, которая направляет ее поток в нужное место, в нужное время и опирается на духовный авторитет.

Она является той частью, которая осуществляет связь между волей и духовным авторитетом, поскольку воля не может действовать сама по себе. Мы не знаем самодостаточных систем в этом мире. Чтобы воля была творческой, активной, сильной, ей необходима опора. Так же, как голос не существует просто в виде звука – дыханию нужно опереться на диафрагму, оно должно быть направлено в правильные места, и только тогда голос проявляется звуком. Точно так же точкой опоры для воли является духовный авторитет.

Обратите внимание, в речи Елиуя, сына Варахиилова, вузитянина: «Слова мои от искренности сердца моего, уста мои произнесут чистое знание» – вступает в действие реализационная власть. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» – сейчас действует воля. И в этот момент обращение к духовному авторитету наполняет речь огромной силой.

Итак, первая задача – восстановление единства личности и ее освобождение через овладение энергиями речи. Йоге слова чужд жесткий контроль над речевым потоком, поскольку это предполагает слишком строгую интеллектуальную оценку и взвешиванье слов, что блокирует свободное излияние энергий сердца. Следовательно – нужен не слишком сильный контроль, но овладение энергией. И это не пустое понятие. Тысячелетиями слова были ключом к энергиям. Йога слова освобождает саму энергию речи. Что может «зажимать» и задерживать нашу речь, если не воля; комплекс неполноценности; боль, раны; может быть, страх проявить себя; а некоторые люди не могут говорить широко и свободно, поскольку привыкли к болтовне и растратили энергию слова.

Освобождая силу нашей речи, мы освобождаем и другие, связанные с ней силы своей личности. Существуют мосты между энергией речи, любовью и щедростью. Эта ключевая энергия открывает нам доступ к другим, более глубоким, скрытым, словно под толстой броней, силам. Через освобождение великой силы слов человеческая личность освобождается от иллюзий. Когда ум концентрируется на потоке осознанной речи, все остальное – фальшивые обертки, фальшивый театр в жизни – вдруг становится неактуальным. Почему? Слово властно овладевает нашим вниманием, сознанием и волей и уводит их от всего, что не есть правда и истина. Мы внезапно понимаем, что ни другие человеческие личности, ни владение предметами, ни ситуации, созданные во взаимоотношениях с различными людьми, ни события – не могут иметь слишком большого значения в нашей жизни.

Слово как великий проводник связывает нас с той природой личности, которая живет на пространстве необусловленности (необусловлено состояние сознания). Начинаем понимать, что долгое время тревожились о пустяках. Живые слова подобны кувшинам с целительным нектаром, и, говоря, мы и сами вкушаем этот нектар и даем его другим. Он лечит нас от многих болезней – эгоизма, замкнутости, отчуждения, страха, гнева и так далее.

/Зор Алеф/

* Публикация книги в рассылке проводится по согласованию с Зором Алефом. Книга не предназначена для свободного размещения в Интернете. Пожалуйста, соблюдайте авторские права.

Предыдущие главы из книги здесь:

 

Первая:

http://alfa-trening.ru/1/yoga-slova-1

Вторая:

http://alfa-trening.ru/1/yoga-slova-2

 

 

Курс Зора Алефа "7 ступеней медитации". 

Практика управления сознанием и мобилизации творческих сил личности.

Обучение в международной заочной группе.

Преподает Альберт Романов, инструктор "Центра Эволюции Человека".

http://alfa-trening.ru/7st


Если статья была важной, полезной или интересной - поставьте ей оценку!
Нужно нажать на одну из пяти звёздочек!
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Проголосовало: 4, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...
***
Если Вы состоите в какой-либо социальной сети - поделитесь этой страницей со своими друзьями, нажав на соответствующую кнопку!

Написать комментарий