Йога Слова -5

ЭНЕРГИЯ РЕЧИ

 

Священная энергия

 

Как уже говорилось, есть несколько видов ораторской речи. Тихая, углубленная, углубляющая, мягкая, медитативная, погружающаяся. Эта последняя подобна Человеку, который сходит по ступеням в подземный храм. Вы будто слышите под ногами гул, возникающий под неким древним сводом. Есть речь, концентрирующая внимание собеседника и ваше внимание. Есть речь воркующая, расслабляющая. Для тех людей, которые привыкли кричать и выражаться импульсивно, я говорю: «Воркуйте, воркуйте, словно объясняетесь в любви в каком-то интимном и тихом месте, тишину которого не хотите нарушать излишними звуками».

Есть и речь сеченая – золотая, подобная монетам: слова падают одно за другим. Есть речь форте, есть речь пиано, есть речь пианиссимо. Все эти оттенки музыкальной речи присутствуют в наших словах. Мы используем их время от времени. Но мистик, а еще больше оккультист, отличается здесь от светского Человека одним – он понимает, что  делает, и замечает, что происходит. «Знающий, что должно исполниться, и ожидающий этого спокойно».

Священная энергия речи способна превратить каждый день в праздник! Каждый день вы пробуждаете людей, омываете их в ауре своих слов… А эти слова могут благоухать. Могут иметь и неприятный запах, как сказал поэт Николай Гумилев: «И как пчелы в улье омертвелом, дурно пахнут мертвые слова». В старых народных сказках есть идея о живой и мертвой воде. Когда ученые искали объяснение этим старинным преданиям с точки зрения современного мировосприятия, они решили, что все ясно – животворные свойства минеральной воды не вызывают сомнений, значит – она живая вода, и наоборот: может быть, речь идет о будущем загрязнении природной среды. Но живая и мертвая вода – это учение о потоках сознания, которые вытекают из нас, и именно они – та вода, которой мы поим окружающих.

Эксперименты с водой доказывают, что мы превращаем воду в живую или мертвую – своей мыслью. Скажем, можно написать на чаше слово «любовь» (последние японские опыты с кристаллами замороженной воды), и кристаллы начинают перестраиваться – формируют снежинки, красивые формы. Можно написать «ненависть», «гнев» – кристаллы начинают деформироваться и распадаются. А сейчас представьте себе Человека – он состоит на 70 процентов из воды, и в нем все резонирует… Какова же колоссальная целебная мощь тех слов, которые вы произносите с любовью, и – разрушительная сила сказанного с гневом и неприязнью. Думая о слове, мы открываем себя заново. Мы воистину постигаем силу, наблюдая за словами: «Но как небо выше земли, так Мои пути выше ваших путей, и мысли Мои – выше ваших мыслей»[1]

 

Памятования

 

В духовных учениях есть вещи, которые называются памятования. Истинные памятования – это наиболее важное в главных законах жизни и Учения, то, что мы постоянно должны помнить и держать в уме. Если дважды два равно четырем – об этом не нужно размышлять: вы усвоили это правило еще в детстве, и в нужной ситуации оно само всплывет в памяти.

Память может работать тремя способами. Первый – когда вы запоминаете какую-то информацию интеллектуально. Второй – можете получить так называемый «духовный отпечаток», и он останется в вас и будет существовать не несознательном уровне, но пробудится позднее и выполнит какую-то полезную работу в душе. Вы забываете о нем, однако он сопровождает вас долгие годы, чтобы однажды прорасти и обрести зримую форму. Третий способ – активизация памяти в настоящее время, когда вы сознательно удерживаете в своем внимании и сознании образ, символ или учение.

Вот почему в буддизме праведная речь представляет одно из восьми ступеней освобождения, так же, как и еще одной из этих ступеней является сама праведная память – способность продолжительное время удерживать в своей памяти и внимании идею или символ.

Что следует постоянно держать под контролем воли в сознании и внимании во время речи? Обычно люди говорят много. Улыбаются, пожимают друг другу руки ежедневно и часто, оперируют своим дыханием постоянно. Ошибка большинства тех, кто начинает изучать духовную практику, в том, что им трудно преодолеть пропасть между практикой и жизнью. Для них есть определенный час практики: «Вечером в 19:30 пора сесть на стул, выпрямить спину, чтобы погрузиться в сладостное состояние безмолвия и получать удовольствие, заряжаясь энергией». Это хорошо. Однако постоянно нужно помнить о своем дыхании, нужно помнить идеи Учения ежедневно, помнить, что именно и как вы говорите в любой момент. И поэтому памятования – это те вещи, которые каждый день систематизируют ваши способности, помогают пробуждению личности, концентрации воли, раскрытию магических сил – при сознательном контроле над речью.

Памятования есть структурирующие эссенциальные учения. В йоге слова существует несколько наиболее важных памятований, которые позволяют нам обрести магическую силу в слове; вызвать своими мыслями и речью такие вибрации, которые распространяются бескрайне далеко от нас, вдохновляют, дарят жизнь и энергию, и даже меняют клетки нашего организма. Вы спросите: как это возможно?! Попробуйте и увидите.

 

Памятования в йоге речи

 

1. Пять элементов, созидающих слово.

 

Первое памятование – о пяти великих силах, создающих структуру любого слова. Представьте себе каждое слово как храм. И представьте себе, что у этого храма есть четыре стены и алтарь в центре. Стены храма будут названы так: Вера, Воля, Воображение, Осторожность (Безмолвие) и алтарь – Любовь.

Подчеркиваю, это не абстракция. Вера, воля, воображение, осторожность и любовь – пять конкретных созидающих элементов каждого слова. Эти пять сил присущи как каждому отдельному слову в его обособленной сущности, так и всей речи, являющейся совокупностью слов. Вера, воля, воображение, осторожность и любовь актуальны – их силы действуют и в каждом изреченном слове, в каждом выражении, и в жизни в целом.

Слово организовано по кватернеру Сфинкса: знать, сметь, жаждать, молчать. Знать, что говоришь, – это вера; сметь произнести слово – воля; жаждать сказать его – воображение и жажда; молчать перед речью, во время слушанья и после него – осторожность. И – любить.

Джелаладин Руми говорит: «Будь жаден сердцем, ищи вечно и неустанно. Пусть эта беззвучная жажда, скрытая глубоко в тебе, будет источником каждого слова, которое произносишь». Но слово – как зеркало, в котором может быть отражена вся тайна мира. Именно в слове; поскольку, работая с ним ежедневно, мы можем не только увидеть, но и испробовать сакральные силы мира.

Что за сила переносит слово в пространство? Дыхание. Слово – прежде всего – осознанное и материализованное дыхание. Вот почему пятый элемент – Любовь – в древнееврейском языке обозначен буквой-словом “ה” (хе) – дыхание. Одновременно с этим “ה” есть иероглиф слова.

 

В йоге речи самое важное памятование для оккультного ученика – то, что он обладает духовной природой. Важнее всего помнить, что мы обладаем чистой, совершенной, неподвластной тлению и отрицательным обстоятельствам около нас, духовной природой. Хорошо, чтобы практика пропитывала наши дни и ночи. Хорошо перед сном говорить: «Я обладаю чистой, совершенной, неподвластной тлению и времени духовной природой. Она лучезарна и по-младенчески чиста, она щедра и исполнена любящей добротой, жаждой истины и чистоты. Я есть эта совершенная природа».

Всякая медитация в буддизме начинается с короткой концентрации на факте существования этой природы. Это называется обретением вдохновения. И уже затем начинаются дыхательные практики, концентрация, визуализация пентаграммы или знака анх; затем – погружение в безмолвие, где уже нет мыслей, символов, слов; затем – переживание молитвенных и других высших состояний души.

 

а) Вера подразумевает, что у вас есть некий высший духовный идеал, когда говорите.Вы можете договариваться с друзьями пойти кафе, но, если у вас есть высший духовный идеал, ваша договоренность приобретает священный смысл, как бы странно это не звучало. Можете покупать овощи в магазине и – говорить на фоне высшего идеала, которым обладает ваша душа. То есть самые неожиданные ситуации могут проявлять вашу веру. Невероятно, но факт! Почему?

Потому что вера подобна высшей форманте звука. В искусстве пения есть термин «Верхняя форманта». Это высокие обертоны, которые звучат в каждом тоне. Вы можете петь низкие тона, но в них есть оттенок – высокие обертоны. Верхняя форманта похожа на легкий звон металла. Поэтому говорится, что благородный тембр голоса отличается звоном металла и стекла, то есть должен иметь благородную окраску. Вера – та же верхняя форманта для смысла ваших слов.

Вибрация слова существует в двух измерениях: первое общедоступно – это звук. Мы говорим: «Дайте, пожалуйста, килограмм перца…» Продавщица слышит нас и дает перец. Однако есть и внутренняя вибрация, когда мы сопровождаем свои слова любовью к данному Человеку. Я нарочно выбрал такой непоэтичный пример, поскольку легко говорить о любви, когда обсуждаем религиозные темы или ласкаем ребенка: «Люблю тебя, моя дорогая детка! Ты будешь сильным, здоровым, большим, мудрым!» Но в бытовых ситуациях часто забываем, что надо обращаться к высшей природе людей с позиции нашей собственной высшей природы. Высшее в нас говорит с Высшим в других людях.

Вере можно посвятить отдельную беседу. Но попробуем вкратце рассмотреть основные положения. Вера – это сила, у которой есть активная и пассивная часть. В своей активной части вера есть сила авторитета. Прежде всего мы верим, знаем и осознаем, что обладаем бессмертной духовной природой, и это активная, авторитетная часть веры.

Пассивная часть – вера в Божественную милость и в питающее, благословляющее присутствие Божественного ума в каждый момент жизни. Это называется упованием. Упование подобно надежде. Но оно – больше. Есть такое определение: «Слова, изреченные с упованием». Люди говорят: «Уповаю, что это случится!». В своей жизни, говоря или действуя, мы неосознанно пытаемся опереться на силу упования. И здесь можно дать музыкальный пример. В произнесении слов так же, как и в пении, есть так называемая опора звука. Это крепкий прямой дыхательный столб, который опирается на диафрагму. Когда говорю, я чувствую это место и оттуда извлекаю звук. Дыхательный столб подобен хорошо оформленному столбу на каучуковой платформе.

В духовном смысле нужно иметь такую же вокальную опору, с помощью которой мы говорим или поем. Дух говорит в словах. И здесь очень важно, на какую опору мы рассчитываем, когда говорим. Все мы наблюдали, как люди добрые, интеллигентные, с тонкими чувствами и восприятием, выходят перед аудиторией, чтобы сообщить нечто, однако начинают мямлить, говорить неуверенно. И создается впечатление, что они сами сомневаются в сказанном. Может быть, они сами думают, что говорят правильные вещи, но опора в мысли отсутствует.

Значит – опора слова в его духовном аспекте есть осознание говорящего, что он обладает духовной природой. По существу говорит она и видит то, что видите вы, – ваша духовная природа. Дух в вас, высшее Я, истинное Я, осознает присутствие Бога и уповает на это присутствие.  Во время речи у нас должно возникать ощущение, что мы говорим перед алтарем. Чувство, что мы сидим на кубическом камне. Это ощущение фундамента, опоры, незыблемости особенно точно выражено в 39 псалме Давида:

«Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;

извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камни ноги мои и утвердил стопы мои;

и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему».  ое, что мы говорим перед ожно возникать ощущение, что мы говорим перед олтарем.

Вера означает присутствие истины, духовного сознания и света. Внешне она выражена в непоколебимой авторитетной уверенности в том, что вы говорите. Но внутренне она должна сопровождаться ощущением света, покоя, стабильности, непоколебимости и красоты. Слово – оживляет! Использует ли Человек первые атрибуты слова? Они есть животворчество, жизнепробуждение, жизнь в самой зримой своей категории.

«Свирель и гусли делают приятным пение, но лучше их – приятный язык»[2]. В сущности Иисус, сын Сирахов, подчеркивает, что людей, которые овладели этой энергией, – единицы. Поскольку энергия речи таит в себе самое большое искушение. Она есть великое благо, данное нам от рождения. И мы издаем свой первый крик в силу космического закона, начинаем говорить согласно этому же закону, начинаем любить – ибо звезды любят друг друга и говорят нам: «Люби!». Но, поскольку все здесь естественно, мы не ценим этого великого дара. Единицы – те, кто сознательно занимаются своей речью, сознательно занимаются своим покоем, безмолвием и добродетелями.

Вера есть безусловная убежденность в том, что вы говорите. Не твердолобая убежденность: «Это так, потому что я так сказал!» – вот девиз эго.  В Москве, в четвертом классе школы у меня была прекрасная преподавательница по йоге речи – наша учительница математики. Когда кто-нибудь пытался сказать что-либо вне учебной программы, она приказывала: «Закрой свой рот!». И от этого изречения многие дети испытывали такое сильное желание открыть рот еще шире, что некоторые из них научились говорить красиво на уроках математики.

Вера есть безусловная убежденность и укорененность в том, что говоришь. Это означает: «Открывай рот, чтобы говорить по существу». Основная часть болезней сегодняшнего человечества вызвана кармой злоупотребления энергией речи. Это карма празднословия, пустословия и злословия. Празднословие, пустословие и злословие! Когда злоупотребляете речью, она оборачивается против вас. Именно об этом поговорка: «Язык мой – враг мой!».

Вера есть укорененность. Непоколебимая убежденность в том, что вы говорите, обоснованная высшим предназначением вашей речи. Вы должны распознавать, что говорит не какая-то часть вашей личности, но ваше истинное Я. Внутри вас есть некто, который говорит. Слишком часто мы забываем о своей высшей природе. Но через памятования в йоге речи – помним, что говорит именно она, высшая природа.

Мне известны оперные певцы, которые говорят: «Не знаю, как это объяснить, но, когда выхожу на сцену, постоянно помню, что во мне присутствует кто-то или что-то, большее, чем  моя личность, и я – только инструмент той высшей силы, что действует через меня». Слушая таких певцов, люди нередко исцеляются. То же самое относится и к артистам, писателям… Ибо слово – первый целительный инструмент, с помощью которого мы воздействуем на окружающий мир.

 

б) Воля – тот корабль, который доставляет веру по ее назначению. Если вера – драгоценный груз корабля, то воля будет для слова тем топливом, что движет корабль к нужному адресу. Так – «слово мое, что исходит из уст моих, не возвращается ко мне пустым, но исполняет то, за чем было послано».

Воля есть способ передачи слова. Воля – высокая степень концентрации на том, о чем вы говорите. Иметь волю в йоге слова означает не упускать из внимания поток свой речи. Так созидается воля. Она тесно связана с вниманием. Поэтому говорится, что воля, сознание и внимание – на стороне слова.

 

в) Воображение призывает нас осознавать, о чем, кому и как мы будем говорить. Дает ясное представление об этом. Вспоминается забавное четверостишие поэта Расула Гамзатова: «Пить можно всем, знать надо только: и где, и с кем, за что, когда и сколько»… Сказано с веселой точностью.

Воображение есть понимание того, что мы говорим. Но это еще и повод – обоснование нашей речи, и образная картина, которую переживаем, говоря. В йоге слова воображение играет незаменимую роль. Когда я произношу слова – часто думаю о них, как о потоках розового бальзама, текущих от моих губ и рук и обволакивающих людей, к которым обращаюсь. Иногда думаю о них, как о птицах, возносящих мое сердце ввысь. Думаю о своем сердце, как о престоле, перед которым исповедуюсь. Воображение дает нам образ: если говорим о ниве – видим ниву и ее плоды; если говорим о любви – видим любимого Человека: «Возлюбленная явилась пред смущенным взглядом моим, вооруженная мечом и в сияющих одеждах».

Воображение обретает силу, когда мы глубоко, многократно и целенаправленно обдумываем то, о чем будем говорить, и находим самые подходящие, яркие и зримые образы, максимальное количество иллюстраций и примеров. Все больше и больше созерцаем и обдумываем предмет нашей речи.

Я всегда понимаю и знаю, как следует говорить с каждым конкретным Человеком. С кем-то – строго и категорично… Надо будет сказать ему, например, что он «на грани», и если сделает отрицательный выбор, то определенные последствия повлияют на его дальнейшую жизнь. С другим – буду говорить ласково и мягко, потому что он потерял свою любовь, утратил веру, и ему необходима любящая доброта. С третьим – поговорю шутливо. В худшем случае буду бесстрастен. Это самая холодная энергия слова. Нужно по возможности избегать бесстрастной речи, поскольку она применяется лишь по отношению к безусловному злу.

Если вы агрессивны и внутренне разбалансированы, следует молчать. Когда Человек постоянно протестует против всего вокруг, он становится врагом самому себе. И если немного помолчать, вместо того, чтобы растрачивать силы в пустом отрицании или в твердолобом гневе, можно сгенерировать достаточно энергии для преодоления этого протеста. Всего лишь – помолчите немного, не показывая попусту своего гнева. (Вспомните слова Евангелия о том, что сказавший своему брату или сестре: «рака» (безумец), подлежит синедриону. Здесь Иисус точно и ясно дает понять, что слово создает карму. Это очень важно!).

Если вы говорите спонтанно, воображение работает вместе со следующим элементом – осторожностью.

 

г) Осторожность – четвертый и самый «плотный» элемент слова. Осторожность – есть безмолвие, возникающее между словами. Я всегда осознаю эти короткие паузы. Одна из форм ораторской речи, как мы уже говорили, – уподобление слов золотым монетам, которые падают одна на другую. Но каждая следующая монета является со своей тяжестью и блеском через определенную паузу. При осторожности воображение действует особенно активно, поскольку именно в промежутках между словами духовный и анализирующий ум взвешивают уже изреченное и выстраивают фразу дальше. Так что осторожность не означает размышление о том, насколько закономерно то, что вы скажете. В осторожности нет ожидания страха, агрессии или нежеланного обстоятельства.

Осторожность в сущности – это взвешиванье слова на весах сердца. Слишком часто слова являются фальшивыми кредитными картами, договорами без обеспечения, документами без подписи и печати. Пифагор говорил: «Человек познается в нескольких вещах – как он ест, как смеется и как говорит». Слова могут быть очень красивыми внешне, но оставлять нас пустыми. Они могут быть наполненными обещаниями; а мы любим питаться обещаниями, поскольку все хотим легко получить какие-то блага. Поэтому верим празднословию, пустым обещаниям, не задумываясь о том, что реально чувствуют наши сердце и совесть от этих слов. Таким образом наш внутренний фильтр отказывает, весы сердца портятся, и мы превращаемся в тех, кто описан в Книге пророка Исайи: «Туда обращаетсяи народ Его, и пьет воду сию полной чашей». Живая и мертвая вода – это энергетическое наполнение наших слов.   

Нужно думать о каждом слове, как о документе, на котором вы поставили подпись и печать. Вы отвечаете за то, что говорите. И если даже никто из ближних не явится спросить с вас за сказанное десять лет назад, кармический закон неумолим – это нива. Нива, где прорастают семена деревьев гигантов, которые однажды дадут плоды. Там есть цветы, расцветающие утром и вянущие к вечеру. Но есть и такие растения, которые напоминают о себе через годы, когда вы уже давно забыли о них.

Йога речи вам говорит: слова – это договоры, которые подписываете согласно закону кармы. Взвешивайте их, оценивайте их, даже когда говорите в потоке боддхичиты – искренности сердца; не прекращайте взвешивать даже свою спонтанную искреннюю речь. Взвешивание речи осуществляется через четвертый элемент первого памятования – осторожность, в паузах безмолвия. Пусть некоторые люди сочтут, что вы говорите слишком медленно; но лучше поставить заслон перед бурным, экспансивным потоком, чем позволить ему нести вас туда, куда не хочет направляться Дух. В чем же корень противоречия? Экспансивный поток уносит нас в сторону, неприемлемую для высшего сознания. В этом проблема. Поэтому включайте тормоз… Таким тормозом станут короткие паузы между словами в вашей речи.

 

д) Чему уподобим любовь? Мы уподобим ее крови, дыханию и соку плода. Любовь есть мотивация и вдохновение, поскольку слова, изреченные без нее, пусты и возвращаются к нам пустыми.

Любовь есть критерий. Можно верить непоколебимо в то, что вы говорите; можно иметь сильную, натренированную практиками и упражнениями волю, большую организованность; можно предельно точно знать свою цель, использовать взвешенную речь и различающий ум, –  но, если чувствуете, что произносите слова без любви, лучше молчать. Именно так. При всей палитре качеств речи – иногда хорошо и помолчать. Только любовь имеет право побуждать вас к действию. Другие мотивы оставляют душу пустой.

 

Эти пять элементов – стены и алтарь – являются созидающими слово качествами. Идея, которая живет в слове, – вера; воля – это энергия, его наполняющая; воображение – есть ясное представление, о чем говорите и как, это плоть слова; безмолвие – нива, на которой слово растет. Слово следует произносить с верой, с волей, которая его несет вперед, то есть – со смелостью; оно должно быть хорошо осознанно и выношено; любовь должна быть его мотивацией.

Вера – идейная составляющая слова; воля – несущая составляющая; воображение – его шлифующая составляющая; осторожность – есть безмолвие, энергия сдержанности, проявленная в слове как элемент; и любовь – мотивирующая составляющая.

 



[1] Библия. Книга пророка Исайи. Гл. 55:9.

[2] Библия. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Гл.40:21.

 

/Зор Алеф/

* Публикация книги в рассылке проводится по согласованию с Зором Алефом. Книга не предназначена для свободного размещения в Интернете. Пожалуйста, соблюдайте авторские права.

Предыдущие главы из книги здесь:

 

Первая:

http://alfa-trening.ru/1/yoga-slova-1

Вторая:

http://alfa-trening.ru/1/yoga-slova-2

 Третья:

http://alfa-trening.ru/1/yoga-slova-3

 Четвертая:

http://alfa-trening.ru/1/yoga-slova-4

 


Если статья была важной, полезной или интересной - поставьте ей оценку!
Нужно нажать на одну из пяти звёздочек!
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Проголосовало: 24, средняя оценка: 4,83 из 5)
Загрузка...
***
Если Вы состоите в какой-либо социальной сети - поделитесь этой страницей со своими друзьями, нажав на соответствующую кнопку!


***********************************************************************

1 комментарий “Йога Слова -5”

  1. Irina:

    Согласна со всем, что написано,более того, верность проверена на собственном опыте неоднократно.Спасибо. Очень полезная и нужная информация, но, к сожалению, воспринять её могут лишь те, кто прошёл долгий и нелёгкий путь самопознания и пропустил через себя весь полученный опыт с готовностью понять и признать свои ошибки и двигаться дальше к просветлению и очищению.

    Нравится/Не нравится: Thumb up 5 Thumb down 0

Написать комментарий